Свято-Преображенский Собор

История

 

EnglishRomanianRussian

Преображенский  собор (пл. Освобождения) — памятник архитектуры начала XIX века в приднестровском городе Бендеры, охраняется государством.

История Преображенского собора ведёт отсчёт с 1814 года, когда инженерное начальство Бендерской крепости начинает работы по отодвижению города от крепости на 250 саженей (600 м) к югу с целью создания крепостной эспланады. Находившиеся на этой территории Успенская и Никольская церкви, из-за своей ветхости, при переносе разрушились, что и обусловило принятие решения о строительстве на месте развалин турецких казарм нового храма в честь Преображения Господня.

22 августа 1815 года, при военном параде в присутствии горожан, состоялась закладка Преображенского собора как символа освобождения Бессарабии от турецкого ига. Проект храма был подготовлен членом Кишинёвской духовной консистории архимандритом Иоанникием, и предполагал в соборе три придела: Никольский (левый) и Успенский (правый), названные приделы в память о разрушившихся церквях, а так же Преображенский (центральный).

Никольский придел был освящён 5 декабря 1819 года. В этот же день прихожане собрали средства на освящение Успенского, которое состоялось 19 декабря того же года.

В 1820 году строительные работы были завершены и в Преображенском приделе.

В 1825 году, для храма, в Одессе был заказан иконостас с балдахином на семи деревянных колоннах. Иконописные и резные работы выполнили священник Н. Конилевский и канцелярист И. Палишинский. Наконец, в 1827 году собор освятил Высокопреосвященнейший Димитрий.

В 1832 году завершилось строительство колокольни, однако, в связи с нехваткой средств, как храм, собор оформился лишь к 1840 году.

Выполненный в стиле крестово-купольной архитектуры в рамках русского классицизма с элементами молдавских народных традиций, собор отличался лаконичностью, внушительной монументальностью, подчёркнутым контрастом глади стен и приставленных к ней колонн, а главный купол собора был решён в виде шлема древнерусского воина.

Несмотря на проводимые время от времени ремонтные работы, внутренняя роспись собора имела неприглядный вид и поэтому, вначале 1930-х гг. церковные служители приняли решение обновить интерьер, для чего пригласили знаменитого молдавского художника и скульптора Александра Михайловича Плэмэдялэ. Приблизительно в мае 1934 года он прибывает в Бендеры, чтобы приступить к выполнению заказа.

По приезду в город, Александр Плэмэдялэ остановился в скромной гостинице (разрушенной во время Великой Отечественной войны), расположенной во дворе собора. Вместе с художником в Бендеры прибыли и четверо его учеников, недавно окончивших Кишинёвское художественное училище: В. Поляков, В. Нечаева, Н. Колядич и А. Мадвал.

Ольга Плэмэдялэ, жена скульптора, пробывшая в Бендерах весь период осуществления художественных работ, писала, впоследствии в своих воспоминаниях, что Александр Плэмэдялэ, в качестве подрядчиков, нанял на работу из местных жителей «также штукатура и двух маляров». Однако для штукатура, как такового, работы не нашлось, а маляров понадобилось больше двух. Это были Дмитрий Харченко, Игорь Соколов, Исаак Перепёлкин, Афанасий Перваков, Борис Соловьёв и Григорий Сурашенко. Из всех перечисленных только Харченко проработал всё время, и даже считался бригадиром маляров, остальные по разным причинам вынуждены были оставить работу, хотя каждый был удовлетворён условиями. Григорий Сурашенко, к примеру, проработал около четырёх месяцев. В конце каждой недели жена скульптора, в зависимости от качества выполненной работы, выдавала иконописцам  деньги.

Как свидетельствует в своих воспоминаниях Григорий Сурашенко, в процессе работы между Плэмэдялэ и его учеником Мадвалом возник конфликт. Будучи поповским сыном и найдя поддержку со стороны священника Усиневича, Мадвал вознамерился любым способом отстранить своего учителя от выполнения заказа и присвоить всё себе, но его планы провалились. Отношения между ним и Александром Михайловичем, которого поддерживал молодой священнослужитель Николай Гроссу, сразу же испортились, и в начале июля Плэмэдялэ настоял на уходе Мадвала.

В день приезда, Александр Плэмэдялэ продемонстрировал священнослужителям альбом с изображениями пророков, для того, чтобы они определились, кого изображать. Образы нескольких пророков были запечатлены молодыми художниками, которым скульптор всегда старался что-то посоветовать. Из молодых художников лучше всех писал Николай Колядич, не отставала от него и Валентина Нечаева. Она изобразила святых Константина и Елену, представленных с одной и с другой стороны аркады вблизи у входа в собор.

Сам Плэмэдялэ, успевая давать на каждом шагу указания малярам, между тем расписал потолок купола, изобразив там Бога Саваофа, а затем над главным входом в алтарь запечатлел библейскую сцену «Воскресение». Однако эта роспись не пришлась по вкусу служителям церкви, так как по их понятиям не соответствовала христианским канонам и поэтому позднее, она была переписана бессарабским художником Павлом Пискарёвым.

Не удовлетворяли священников и другие детали. Так, например, исполненный в молдавском стиле поясок, содержащий в своём орнаменте колосья, виноградные гроздья, кукурузные початки, то есть автохтонные элементы. Священнослужители же хотели, чтобы он соответствовал византийскому стилю.

Уже стояли осенние дни, наступили холода, а роспись собора все ещё продолжалась. Поэтому, для скорейшего завершения работ приходилось оставаться допоздна, иногда за полночь. И вот где-то в конце ноября, когда грянули первые морозы, работы, наконец, завершились. В общей сложности они продлились около семи месяцев.

Значительный урон собору нанесла Великая Отечественная война. Так во время одного из артобстрелов угодивший в храм снаряд вызвал пожар, в котором погибли иконостас и соборный архив, а также существенно пострадали внутренние росписи. В результате навсегда было утрачено огромное количество важной информации о жизни прихода и города в довоенное время.

С 1948 году собор взят под охрану государства как памятник архитектуры начала XIX века. В 1960-х гг. соборный иконостас заменили иконостасом варварски взорванной полковой церкви.

Пострадал Преображенский собор и в дни Бендерской трагедии в 1992 года. После тех памятных и печальных событий заново перекрыли крышу и купола.

В конце 1990-х гг. в соборе была проведена, как говорят представители церкви, реставрация. В результате были утрачены сохранившиеся в храме фрески А. Плэмэдялэ, а другие существенно повреждены.

С сентября 1995 г. по январь 2000 г. кафедральный собор.

В настоящее время Преображенский собор является центром православной жизни города Бендеры. В храме храниться ковчег с мощами великих святых: ап. Андрея Первозванного, Вмч. Пантелеймона, прп. Кукши Одесского. Икона с частицей мощей свт. Николая Угодника.

Настоятелем Преображенского собора с 2010 г.  является протоиерей Иоанн Калмык

 

(577)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели